WG: Катя, ты не только тренер, но и действующий спортсмен. Расскажи о своей подготовке к стартам. Что конкретно ты делаешь? Как выстраивается тренировочный процесс?
Екатерина: Подготовка состоит из нескольких блоков и длится от трех месяцев до года. Если впереди старт на Чемпионате или Кубке России, мы начинаем заниматься за три-четыре месяца. Это необходимый минимум, чтобы наработать объемы, разогнать выносливость и успешно разгрузиться перед соревнованиями.
WG: Полагаем, что за двенадцать месяцев вы готовитесь к мировым первенствам?
Екатерина: Да, к Чемпионату Мира начинаем тренироваться за год. Процесс делится на три этапа. Сначала аэробный. Плаваем минимум по часу, удерживая конкретно заданный пульс – не более 22 ударов за 10 секунд. Второй этап посвящаем силе и выносливости. Третий – это разгрузка, чтобы избежать перетренированности и выйти на старт в лучшей форме.
WG: Так занимаются спортсмены, но чтобы к этому прийти, нужно пройти долгий путь. Ведь не сразу же становятся чемпионами. Расскажи, как правильно заниматься с детьми?
Екатерина: Во-первых, надо сказать, что далеко не все юные пловцы вообще доходят серьезных тренировочных этапов. Тут, как и в любом деле, любом виде спорта или творческом занятии, может наступить кризис, потеря интереса и тому подобное. Поэтому, если в семье решили, что ребенок будет профессионально развиваться в плавании, очень важно не отбить у него это желание. С детьми только так: любое действие должно быть в удовольствие. А если на ребенка чрезмерно давить, пользы и результатов будет мало.
WG: Какие этапы, назовем их «покорением воды», проходят дети, во время обучения плаванию?
Екатерина: Первая ступень – это адаптация к водной среде. Мы прививаем ребенку любовь к воде, учим его дышать, смотреть в воде.
WG: То есть плавать с открытыми глазами? В водных очках, конечно)
Екатерина: Да, дети не должны бояться открыть в воде глаза. Им нужно наблюдать, видеть, куда они плывут и, подчеркну еще раз, не бояться. Обычно, когда мы видим окружающий мир, воспринимать его легче, чем действуя вслепую.
WG: Этап адаптации успешно пройден. Что дальше?
Екатерина: Дальше наступает время, когда мы учим ребенка лежать на воде, чувствовать ее.
С пяти-шести лет начинается постановка техники. А к семи-восьми годам уже особенно сильно ощущается способность к соревновательной деятельности. Проявление лидерских качеств плюс более усиленный режим тренировок – и вот к десяти годам становится видно, кто из ребят может пойти в плавании в профессиональное развитие.
WG: Когда на урок к тебе приходит ребенок, ты, думаем, сразу можешь оценить физические данные, которые могут благотворно влиять на успехи в плавании. На что обращают внимание? Какие заложенные природой «физические бонусы» помогут стать чемпионом?
Екатерина: Безусловно, преимущество дает рост. Если вижу, что родители высокие, это почти всегда гарантия, что и ребенок будет таким. Дальше - размер стопы. Чем она больше, тем лучше для пловца. Гибкость и пластичность – тоже важные «базовые настройки». Я бы описала идеально подходящих для плавания деток словом «желе». Забавное сравнение, но они, действительно, такие текучие, плавучие, мягкие, но в то же самое время, как и желе, держат форму.
WG: Сравнение очень интересное. И, как нам кажется, наглядное. Посмотри на спортсменов на бортике перед стартом – скала! А через секунду в воде – гибкие и неуловимые. Похоже на желе)
Екатерина: Точно!
WG: Помимо физической подготовки важна и психологическая. Когда дети готовы выходить на старт? Как правильно осуществить психологическую подготовку, чтобы соревнования проходили безболезненно?
Екатерина: Вообще, дети-чемпионы изначально более сосредоточены, нацелены и дисциплинированы. Даже в малом возрасте это заметно. И это помогает им. Но психологическая подготовка крайне важна для всех. Тут работает комплексная поддержка тренера и семьи. Тренер вообще становится вторым родителем для ребят. Считывает страхи, неуверенность, возможные ограничения. Подсказывает, как с ними и справиться. И настраивает на то, что любой старт, вне зависимости от результата, это возможность не только проявить себя, но и хорошо провести время.
WG: И с каждым стартом волнения все меньше.
Екатерина: Конечно. Волнуются они всегда. И мы переживаем перед каждым важным заплывом. И это хорошо. Здоровое волнение в предвкушении соревнования. Дух соперничества. Адреналин. Кстати, когда волнения становится меньше, дети начинают следить за тем, как плывут их соперники. Они уже могут оценивать технику, анализировать свою, понимать, над чем еще нужно работать в перспективе.
WG: О перспективах. Родители, это сто процентов, задают вопрос: «А сколько времени нужно, чтобы…»
Екатерина: Это любимый вопрос)) Чтобы просто научиться держаться на воде иногда достаточно одного занятия. Технику можно поставить в течение 20 уроков. Это средний показатель. Способные или очень старательные ребята могут и через 10-15 занятий плыть весьма технично. А дальше – путь у каждого свой. Главное, что при методичном и разумном подходе у ребенка навсегда останется любовь к воде и возможность сохранить здоровье и физическую силу на долгие годы.
WG: В нашей сети клубов WeGym ежегодно проходят соревнования по плаванию. Как ты относишься к таким стартам?
Екатерина: На уровне фитнеса плавать на турнирах – это сплошное удовольствие. Мне кажется, что тут сочетается все. И соревнование, и веселье, и возможность получить новый опыт, а в первую очередь, это отличная мотивация для ребенка и его родителей. Если всем в семье «зайдет» этот дух конкурса, эта атмосфера, эти чувства, которые сопровождают соревнования, то с каждым новым выходом на бортик ребенок будет радоваться, стараться и ждать следующего урока или заплыва с нетерпением. Тогда и чемпионство не за горами!
WG: Катя, а каков твой секрет успеха?
Екатерина: Для меня успех равно любовь. Любовь к плаванию, спорту, соревнованиям, дисциплине, режиму, труду, достигнутым результатам, эмоциям, которые я испытываю, и вообще всему процессу подготовки, выступлений и, конечно, отдыха после стартов))) Мне на каждом этапе клево!
WG: Делай то, что любишь. Люби то, что делаешь.
Екатерина: Именно так!
WG: Завершая нашу беседу, скажи, какие соревнования были знаковыми в твоей карьере? Особенными. Незабываемыми.
Екатерина: Это был мой первый старт на Чемпионате России после 20-летнего перерыва. До 16 лет я активно выступала, а потом ушла в тренерскую деятельность. И вот, вернувшись три года назад, в первом же заплыве я взяла золото. Плыла 100 метров брасом. Я почувствовала себя ракетой. Неудержимой. Это было очень круто!
WG: Спасибо за беседу! Пусть ракета летит еще выше! Удачи на новых стартах.
Екатерина: Благодарю. Готовимся к Чемпионату Мира 2025 в Сингапуре. Будем взлетать)